Вы можете скачать полный текст упражнения в формате Word – здесь.

Авторы:

Анастасия Карпова, психолог 

Дарья Парафинюк, тренер в сфере гражданского образования 

Игра подготовлена участниками «Проектного бюро», в котором придумывают и проводят ролевые и деловые образовательные игры.

Редакторы: Максим Иванцов и Анна Кортюкова

Эта игра помогает сформировать толерантное отношение к мигрантам и разным «чужим». Длится примерно 2-2,5 часа.
Для игры требуется от 12 до 30 участников, из них двое ведущих.

Коротко о событиях игры.

Время в игре измеряется сутками. В них есть утро, день, вечер, ночь.

В первые двое суток участники выстраивают связи друг с другом и обустраивают свои миры. Кто-то – мир овечек, а кто-то – мир гномов. Каждые сутки участники выполняют ритуалы, предписанные их мирам. 

Почти каждую ночь из мира овечек пропадают жители и оставляют свои облака пустыми. Причину похищения знает только сама овечка. При желании она может озвучить ее на следующий день.

Ведущий переводит похищенную овечку из мира овечек в мир гномов. Теперь ее задача – жить в новом мире

Перед игрой подготовьте 

  • два помещения – для овечек и для гномов
    Овечки не должны слышать и видеть, что творится у гномов и наоборот. Еще нужно, чтобы помещения подходили по особенностям жителям миров и помогали участникам влиться в предлагаемый игровой мир. В идеале это: внешний вид, украшения, одежда, особенности помещения.
  • карточки персонажей;
  • карточки с причинами ухода овечек к гномам;
  • лист с алмазами для их добычи;
  • распечатанный лист с ритуалами для овечек (для гномов лист не нужен).

Ход игры.

  1. Дайте участникам вводную инструкцию: “Сейчас нас ждет ролевая игра живого действия. В игре есть 2 мира: мир овечек, которые живут на облаках и мир гномов, которые живут в пещерах. У каждого мира есть своя история, культурные особенности, традиции. Жители общаются друг с другом невербально (без слов, только мимикой и жестами). В каждом мире свой язык. Миры не пересекаются, но жители каждого из них знают о существовании другого. В каждом мире есть ритуалы – это то, чем занимаются жители. В игре будут происходить какие-то события. Время измеряется сутками: утро, день, вечер, ночь. И в каждое время суток у миров свои ритуалы. Ведущие будут сообщать об изменении времени суток.
  2. Попросите участников вытянуть карточки персонажей (распечатайте  их заранее по числу участников, чтобы гномов и овечек было поровну (+/- один). Попросите их пока не раскрывать социальную роль с карточки
  3. Попросите овечек вместе с одним из ведущих пройти в зал овечьего мира, а гномов вместе с ведущим – в зал мира гномов.
  4. Каждый из тренеров знакомит овечек и гномов с Историей народов, образом жизни и с языком. Помните, что вербальный контакт в игре запрещён. Потренируйте язык. Говорите слова, и пусть участники повторяют жесты.
  5. Проведите экскурсию по пространству. Расскажите, что где находится, а лучше – придумайте вместе. Например, где у гномов будут шахты и парламент. Попросите участников обустроить свои семейные квартиры.
  6. Соберите в круг персонажей и попросите их коротко представиться.
  7. Расскажите участникам, в какое время у них утро, день, вечер, ночь. Для каждого времени суток есть определенные ритуалы. Расскажите о ритуалах овечек овечкам, а о ритуалах гномов – гномам. Убедитесь, что все всё поняли.
  8. Овечки и гномы должны начать игру синхронно. Когда у одних ночь – и у других ночь, у одних утро — и у других утро… Но время в мирах не должно пересекаться. Запустите игру с ночи. Не вмешивайтесь в игру активно. Задача ведущего на этом этапе – объявлять о смене времени суток и ночью приводить овечек к гномам.В первую ночь вы не переводите овечек к гномам. Во вторую ночь приведите одну овечку, в третью — тоже одну. В четвёртую при большом количестве участников вы можете привести сразу трёх овечек. Прежде, чем похитить овечку, убедитесь, что все овечки и гномы спят с закрытыми глазами. Будите аккуратно всех овечек, которых вы приводите. Не забывайте давать им прочитать бумажку с причиной побега с родины. После этого сопровождаете овечку в новый для них мир — мир гномов.
  9. После пятой ночи закончите игру. Попросите участников собраться в одном месте и проведите рефлексию. Вот примерные вопросы для рефлексии: 
  • Как вы себя чувствуете?
  • Что происходило в игре?
  • Какая у вас была стратегия поведения? На чем она основывалась? 
  • Какие аналогии между игрой и реальной жизнью можно провести?
  • Заметили ли вы зарождение каких-либо стереотипов во время игры? С чем они были связаны, в отношении кого? Почему появились?
  • Изменила ли игра вас? Если да, то как?

Причины ухода овечек к гномам.

  1. Овца-революционер, тебе всегда казались навязанными традиции твоего общества. В душе ты понимаешь, что они не представляют для тебя ценностей. Ты не видишь смысла так много уделять этому времени. И этой ночью ты сбегаешь в другой мир
  2. Из твоего облака пошел дождь. Оно промокло, и теперь ты не можешь на нем жить. Но в твоей общине нет свободных облаков, и тебе нужно искать новый дом в другом мире 
  3. Ты недостаточно хорошо молилась, поэтому покидаешь этот мир
Поделиться