В рамках проекта Human Rights Lens меня попросили выбрать 5 любимых фотографии, участвующих в тренинге. Это лишь моя субъективная подборка.
1913. Принудительное кормление суфражистки
На этом фото изображен процесс насильственного кормления суфражистки (участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав). Изображение зацепило меня, потому что тут интересны сразу два аспекта. Первое — это насильственное кормление как явление. Некоторым может показаться, что это не так уж и страшно, однако это не так. На данный момент насильственное кормление не всегда является противозаконным и каждый кейс судом рассматривается отдельно. В России можно припомнить случаи с Надеждой Савченко и Олегом Сенцовым. Второе — это то, что невозможно себе представить, чтобы сейчас, в эпоху развивающегося феминизма, женщины бы подвергались такому. Это еще раз наталкивает меня на мысли о том, как быстро человечество может менять свое мировоззрение, однако об этом я хочу подробнее поговорить в комментариях под следующими фотографиями.
1930-е. Человеческий зоопарк
Эта фотография вызывает у меня злость и непонимание. Даже нет смысла перечислять все нарушенные права человека. Тут хотелось бы продолжить разговор, начатый под прошлой картинкой. Это фото человеческого зоопарка было сделано в первой половине XX века, тогда это считалось чем-то совершено нормальным. За какие-то несколько десятилетий массовая культура смогла перевернуть сознание людей, и теперь явное большинство считает их просто ужасными. Именно поэтому не стоит бросать руки в борьбе с той или иной социальной проблемой. Важно понимать, если что-то, с чем вы не можете согласиться, является нормальным, это не повод не пытаться это изменить!
1965. Митинг гласности
5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади произошел так называемый “Митинг гласности”. Дата была выбрана не случайно — это был день конституции СССР перед судом над политическими заключенными Андреем Синявским и Юлием Даниелем. Они публиковали свои работы (“Говорит Москва” и “Искупление”) на Западе под чужими псевдонимами, из-за чего после расследования КГБ их обвинили в антисоветской агитации. Активисты решили выйти с плакатами и требованиями гласности предстоящего суда. В итоге некоторых исключили из институтов, а остальные были осуждены на партсобраниях и комсомольских ячейках. После этого каждый год на площадь приходили люди, несогласные с режимом. Тут я хотел бы рассказать, что они делали, для того, чтобы не быть наказанными. Демонстранты выходили на площадь, при этом знакомые даже не здоровались, не подавая виду, что это акция. Ровно в 18:00 демонстранты снимали шапки и шляпы, и так они отличали друг друга от просто прохожих, не привлекая внимание сотрудников силовых органов. Такая акция продолжалась вплоть до перенесения дня Конституции на 7 октября в 1977.
1968. Демонстрация семерых
Демонстрация 25 августа 1968 года, также называемая «демонстрацией семерых», была проведена на Красной площади группой из восьми человек: Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг. Она была направлена против ввода советских войск в Чехословакию.
Одним из лозунгов на демонстрации был: “За вашу и нашу свободу!”. Это прямая отсылка к тосту Герцена 100 летней давности, обращенному полякам-эмигрантам в Лондоне “За нашу и вашу свободу”. Тогда он имел в виду, что свободная Россия освободит и входящую в ее состав Польшу. Заметьте, что на плакате 1968 года слова переставлены местами. Это было сделано Натальей Горбаневской для того, чтобы показать: свободы в Чехословакии дают шанс на свободу в СССР.
Ровно в 12:00 демонстранты развернули плакаты, однако еще до окончания боя курантов были схвачены силовиками. В итоге активистов отправили в лагеря или в ссылку. Но почему же демонстрация носит имя “семерых”, когда на площадь вышло восемь человек? Дело в том, что во время досудебных разбирательств участники митинга заявили следователям, что Татьяна Баева не участвовала в акции, а просто случайно оказалась рядом. В результате Баеву освободили.
Лично я считаю, что эти люди совершили настоящий подвиг, не побоявшись выразить несогласие и не присоединившись к молчаливому одобрению в стране, где свобода слова была лишь номинальной! Для меня этот случай также является поводом задуматься о том, как относиться к людям, которые говорят “я не интересуюсь политикой” или “я вне политики”. Так многие снимают с себя ответственность за происходящее и поэтому считают себя не причастными к проблемам страны. Однако на самом деле они лишь способствуют развитию неприятностей. Нужно понимать, что право жить в свободной стране несет с собой бремя ответственности.
1989. Протест на площади Тяньаньмэнь в Пекине
Основные выступления проходили с 27 апреля по 4 июня 1989. На площади были в основном студенты, выступавшие за внедрение рыночной экономики и либерализацию политической системы в Китае. В итоге для их разгона применили военную технику. Фотография, выбранная мной, вошла в историю под названием “Неизвестный бунтарь”. Она была сделана журналистом Associated Press Джеффом Уайденером и стала символом борьбы человека против тоталитарного государства. Меня это снимок привлекает тем, что несмотря на то, что он был сделан в Китае в нем отражена свойственная России проблема “маленького человека”.